Сейчас часто сталкиваешься с тем, что профориентацию рассматривают как принятие решения «раз и на всю жизнь». Я считаю, что это совсем не так.

Профориентация – это длительный процесс, сопровождающий человека на протяжении практически всей его активной трудовой жизни, включающий в себя несколько этапов и вполне допускающий возможность переориентации – т.е. выбора как кардинально иного направления деятельности, так и сходного с имеющимся, но в смежной области.

Так, например, педагог начальных классов может получить дополнительное образование и получить новую профессию преподавателя математики или методиста. При этом он продолжит работать в образовании – в избранной когда-то ранее области.

А может случиться так, что, получив определенный опыт, – как правило, для принятия осознанного решения достаточно 2-3 лет работы по полученной специальности – педагог решит сменить сферу деятельности и также получит дополнительное образование. Например, в области юриспруденции или кадрового менеджмента; а может быть, и в области финансов. Как раз таков один из примеров в моей практике: отработав чуть больше года педагогом, женщина поняла, что это не ее призвание; получила финансовое образование и за следующие 10 лет сделала успешную карьеру в банковской сфере.

Принятие любого решения – очень сложный этап в жизни каждого человека. Принятие решения о выборе будущей профессии – один из сложнейших, потому что человек, принимающий его, молод, зачастую малоопытен и недостаточно зрел. И будет ошибкой рассматривать это решение как определяющее жизнь раз и навсегда.

Если речь идет о профориентации молодого человека – заканчивающего школу и делающего свой первый профессиональный выбор, - подобная ответственность может буквально парализовать всяческую его способность делать выбор. И привести к отказу совершать свой выбор, переложив ответственность за него на плечи других людей: родителей, друзей, СМИ (мнение общества) и т.д..

Одним из важных элементов профориентации является психологическое профориентационное тестирование – выявление посредством использования комплекса психодиагностических методик особенностей личности, познавательных процессов и социально-коммуникативных навыков, являющихся основой успешности человека в различных видах профессиональной деятельности.

Степень развития различных способностей и черт человека определяет его индивидуальный «профиль успешности» и свойственный ему стиль деятельности. Эта информация позволяет не только сделать заключение о сильных сторонах человека, но и прогнозировать возможные трудности на пути профессионального становления, планировать пути и возможности профессионального развития, подбирать наиболее комфортное профессиональное и социальное окружение.

Обращаться к психологу за профориентационной помощью стоит для решения именно этих задач.

С учетом изложенного, я предлагаю каждому обратившемуся выбор из двух путей:

Полная версия

Экспресс-версия